Сталиногорск 1941

поисковый отряд «Д.О.Н.» Тульского областного молодежного поискового центра «Искатель»

Выверка братских могил Новомосковска: 98%

Статьи

Главная » Статьи » Вторая Москва

Сталиногорский аэроклуб

«Молодежь — на самолеты!». Такой клич был брошен в начале 1930-х годов в связи с тем, что в СССР бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров». Восполнить этот пробел и было поручено ОСОАВИАХИМУ через сеть аэроклубов. Причем первичную подготовку лётных кадров было решено осуществлять без отрыва от работы и учебы в любых учебных заведениях.

Сталиногорский аэроклуб, учебное заведение ОСОАВИАХИМа по подготовке летчиков и парашютистов в г. Сталиногорске Московской области. Его предшественником стала школа планеристов, открытая 11 декабря 1932 года в Индустриальном районе Сталиногорска по инициативе энтузиаста планерного дела С. Орешкина. Первый набор составил 80 человек. Вместе со своими воспитанниками С. Орешкин построил первый планер и испытал его возле Шатовской плотины[1].

 


Сталиногорский аэроклуб, 24 июля 1936 года. На заднем плане — учебный самолет У-2. 

Бобриковская школа летчиков в Богородицке

Первоначальное наименование: Бобриковская школа летчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР. Решение о создании школы принято Московским областным советом Осоавиахима СССР и РСФСР не позднее 1 декабря 1930 года в городе Бобрики («Бобрики, северный участок»; с 1933 года — Сталиногорск, а с 1961 года — Новомосковск) Узловского района Московской области (ныне в составе Тульской области). Однако фактически первые 3 года школа работала в г. Богородицке («согласно распоряжению ЦС и Авиаотдела Мособлосоавихима, концентрация Бобриковской школы летчиков в г. Богородицке является как исключительная мера»)[14].

Первым начальником школы назначен старший летчик Николай Александрович Чулошников, выпускник 2-й (Борисоглебской) военной школы летчиков имени Осоавиахима. C 15 февраля 1931 года шефом школы являлся «комсомол Бобриковского строительства»[14].

 


1) Н. А. Чулошников (из газеты «Даёшь комбайн!» (Саратов) // № 15 за 1 августа 1933 года);
2) Приказ № 1 по Бобриковской школе летчиков от 2 декабря 1930.
Источник: Юрий Ржевцев

 

Матчасть в распоряжение школы поступила к 25 февраля 1931 года с авиазаводов «№ 23, № 125 и 126». Первая группа курсантов — с 5 марта 1931 года (всего — 15 человек учлётов, в том числе две девушки), а вторая — с 7 марта 1931 года (всего — 21 человек учлетов, в том числе одна девушка)[14].

С 7 марта 1931 года обязанности старшина учлетов первого набора были возложены на учлета из числа военнослужащих запаса Виктора Светлова, но ко второй половине июля 1931 года — учлет из первой группы курсантов Никита Федонов (и он же — комсорг школы)[14].

Первый набор по курсу подготовки авиамотористов — с 18 мая 1931 года. Всего 35 человек курсантов[14].

 


Здание мужской гимназии в Богородицке (1-й и 3-й классы), где в 1930-1934 годах располагалась Бобриковская школа летчиков.
Открытка начала XX века, до 1917 года.

В небо без отрыва от производства

Наконец, в июле 1934 года сбылась мечта летать на настоящих самолетах и в самом Сталиногорске: школа планеристов была преобразована в Сталиногорский аэроклуб, который имел особую притягательную силу для молодежи. Начальником назначен Михаил Евдокимович Редько, а начальником боевой и политической подготовки стал Дмитрий Николаевич Сазонов. Первоначально обучение осуществлялось на двух самолётах У-2 (поступили в 1935 году) и трех планерах[1]. Для них в Заводской части города был сооружен ангар, барак на улице Обороны, прибыло четверо летчиков-инструкторов: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков и Гончаров[2].

 

 
1) М. Е. Редько; 2) Д. Н. Сазонов; 3) Ф. А. Лис
Источники: 1) «Сталиногорский пролетарий» 12.08.1935, предоставлено А. Малашкиным;
2 и3) из экспозиции Новомосковского историко-художественного музея

 

Аэроклуб стал называться Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа им. Героя Советского Союза М. Бабушкина, в честь героя-челюскинца, который в свое время побывал в Сталиногорске[1].

В 1930-х годах также была открыта планерная школа в Узловой, которая стала филиалом Сталиногорского аэроклуба[3]. Филиал аэроклуба был открыт и в Бобрик-Донском[1]. К декабрю 1936 года были созданы Ефремовский аэроклуб, филиалы Тульского аэроклуба в городах Алексине и Щекино и на Новотульском металлургическом комбинате[4].

В 1934 году был произведен первый набор курсантов (21 человек) в Сталиногорске. Набирали лучших производственников, ударников труда, успешно овладевших техникой. Занятия проходили без отрыва от производства[1]. В течение двух лет курсанты изучали правила полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. Налет должен был оставлять 50 часов за каждый год учебы. Самые лучшие выпускники через военкоматы направлялись в военно-летные училища, где учеба продолжалась еще два года. При этом обучение в аэроклубе шло в зачет службы в армии, выпускники при всех обстоятельствах освобождались от призыва[2].

В то время требования к курсантам аэроклуба предъявлялись такие, как теперь к космонавтам. Ведь в курсантах виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье требовалось, но и особо прочная нервная система, и бесстрашие, и отменный вестибулярный аппарат, и стопроцентное зрение.

 


Медработник Сталиногорского аэроклуба проводит предполетный медосмотр парашютистов, 1930-е годы. 

 

«Сталиногорский аэроклуб объявляет набор в школу аэроклуба на пилотов и авиатехников. Срок подачи заявлений до 15 августа 1938 г. Мандатная и медицинская комиссии будут работать с 4 августа до 18 часов.»

«Сталиногорская правда», 4 августа 1938

В декабре 1935 года состоялся первый выпуск 23-х пилотов Сталиногорского аэроклуба им. М.С. Бабушкина[17]. Аэроклуб быстро развивался, его популярность в Сталиногорске и районе росла, и следующий набор составил уже 40 человек[2].

Случались также аварии. Так, 2 сентября 1935 года на высоте 500 м при выполнении переворота через крыло самолет Сталиногорского аэроклуба потерял управление. Машина вошла в плоскую спираль и разбилась на берегу реки Любовка возле Любовского моста. Тем не менее, экипаж самолета — летчик Смирнов и учлет Колосов остались невредимы[16].

 


Август 1937 года. На авиационном празднике посвященном Дню авиации. Аэродром на Урванке Сталиногорского аэроклуба имени Героя Советского Союза орденоносца Михаила Бабушкина. 
Фото выявлено и предоставлено А. Малашкиным

 

В 1938 году, в период сталинских репрессий, «врагами народа» были объявлены начальник Сталиногорского аэроклуба Редько и начальник летной части Швецов[10]. Неизвестно, в чем именно заключалась их «вражеская деятельность», а спрашивать об этом тогда не полагалось. Однако, деятельность самого клуба продолжилась[2]. С 1938 по 1939 год комендантом аэроклуба был бывший выпускник, летчик-инструктор, Герой Российской Федерации Б. И. Карасёв.

 


Инструкторы Сталиногорского аэроклуба, вторая половина 1930-х годов.
Справа налево: И. М. Наумов, А. П. Быков, А. И. Ермаков, Н. И. Арчаков, Гончаров.

 

К 1939 году в аэроклубе насчитывалось около 40 самолетов У-2, ежегодно выпускалось до ста летчиков. Из бывших планеристов готовили новых инструкторов, среди которых были: А. П. Быков, С. А. Колосов, Ф. А. Дронов, Н. И. Арчаков, Н. Н. Гончаров, В. П. Кабанов, И. М. Наумов, Нина Кузьмина. Среди курсантов были и девушки. Кроме первого аэродрома, в районе бывшей шахты № 28 было организовано второе лётное поле[2].

«Сталиногорский аэроклуб
объявляет приём на курсы пилотов на 1940-1941 год

Срок обучения 10 месяцев. В аэроклуб принимается молодёжь в возрасте от 17 до 21 года включительно, годная по состоянию здоровья. Образование не ниже 9-ти лет, как исключение принимаются стахановцы предприятий с 7-8 летним образованием. Заявления подаются в аэроклуб по адресу: аэроклуб, телефон 1-96. К заявлению должны быть приложены следующие документы: 
1. Анкета. 
2. Свидетельство о рождении. 
3. Автобиография. 
4. Свидетельство об образовании. 
5. Справка о соц.происхождении. 
6. Партийно-комсомольская и производственная характеристики. 
7. Две фотокарточки 9 х 12 и две 3 х 4 (без головного убора) 
Без предъявления полностью вышеуказанных документов заявление о приёме не рассматриваются. Занятия проводятся в две смены: утром — с 8 до 11 час. 50минут, вечером — с 18 час. до 21 час. 50 минут»

«Сталиногорская правда», 9 октября 1940 года (предоставлено А. Малашкиным)

 

«Кузница лётных кадров
Беседа с начальником Сталиногорского аэроклуба тов. Лис Ф.А.

В беседе с работником редакции о деятельности аэроклуба т. Лис сообщил: 
— Создание в г.Сталиногорске аэроклуба относится к 1934 году, в то время наша родина, весь советский народ переживал радостные дни в связи со спасением из ледового плена героических челюскинцев. Образцы героизма, мужества и отваги проявили герои-лётчики. Один из этих самоотверженных людей, тов. Бабушкин приезжал в Сталиногорск, встречался с трудящимися, общественностью, рассказывал о спасении челюскинцев, в котором он сам принимал активное участие.  Разговоры о создании аэроклуба велись и раньше, но приезд прославленного лётчика ускорил дело – клуб был открыт и ему присвоили имя Бабушкина. Лучшие представители Сталиногорской молодёжи до работы и после неё, используя каждую свободную минуту, изучали самолёт, учились им управлять. Сколько было затрачено труда, энергии, дорогого для молодёжи свободного времени. Но труд не пропал даром.

Первый выпуск состоялся в 1935 году. Пилоты этого выпуска отличались богатством знаний. Они в совершенстве изучили материальную часть самолёта и в их руках самолёт был покорной машиной. Ничуть не хуже были воспитанники и последующих выпусков аэроклуба. Вот они пилоты первых выпусков: 

  • Кузнецов, работал электромонтером на Шатовской плотине, окончил аэроклуб, стал инструктором планеризма клуба, затем был призван в Красную армию, участвовал в боях у озера Хасан, отличился и награжден орденом Красной звезды. 
  • Быков, в период учёбы в аэроклубе работал по-стахановски токарем на мехзаводе, ныне лучший лётчик-инструктор нашего аэроклуба. 
  • Морозов, бывший аппаратчик анилино-красочного завода, окончивший в 1936 году аэроклуб, работающий в настоящее время лётчиком-инструктором.

Конечно, о всех питомцах нашего аэроклуба, этих энтузиастах авиации, не рассказать. Достаточно заметить, что из наших воспитанников впоследствии становятся замечательные лётчики-истребители, лётчики-разведчики, лётчики бомбардировочной авиации, планеристы, парашютисты… Все они, когда это понадобится проявят чувство храбрости, находчивости и решительности. За годы своего существования наш аэроклуб произвёл 7 выпусков. Он дал хорошее, знающее основы авиационного дела, пополнение военно-воздушным силам Красной армии. 

Десятки юношей, бывших токарей, слесарей, машинистов, аппаратчиков, учащихся школ и техникума Сталиногорска учатся в школах военных лётчиков. Двое из них – Кабанов, сменивший руль автомашины на штурвал самолёта, командовавший отрядом в клубе, а теперь – учащийся авиашколы имени В.П.Чкалова. Трегубов, управлявший паровозом на Сталиногорской железной дороге, теперь вместе с т.Кабановым учится в авиашколе. Оба они сдают экзамены. И мы за них спокойны – такие как Кабанов и Трегубов, не подкачают. 

Сталиногорский аэроклуб продолжает растить пополнение для военно-воздушных сил РККА. Каждый пилот у нас совершает, кроме того, не менее одного прыжка с парашютом. В 1940 году мы уже сделали один выпуск. Все курсанты сдали экзамены на «отлично», и они направлены в военно-воздушные школы. 

Сейчас готовится новый выпуск. Наш аэроклуб вступил в период комплектования новых курсантских групп. Командование аэроклуба призывает сталиногорскую молодёжь овладевать лётным делом. Для обучения молодёжи аэроклуб располагает подготовленными инструкторскими кадрами и материальной частью. 

Молодёжь. Иди в авиацию, овладевай этим могущественным оружием!» 

— «Сталиногорская правда», 10 октября 1940 года (предоставлено А. Малашкиным)

В октябре 1940 года и январе 1941 года снова объявлялся новый набор учлетов на 1941 год. Однако именно в 1940 году состоялся последний выпуск летчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Вероятно, к этому времени, такая форма обучения уже не соответствовала новым требованиям[2].

3-я военная школа первоначального обучения летчиков

В конце марта 1941 года из Москвы прибыл начальник 3-й военной школы первоначального обучения летчиков, которая должна была базироваться в Сталиногорске. В ее состав включались все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа[2].

С началом Великой Отечественной войны в сталиногорскую 3-ю военно-авиационную школу первоначального обучения направляли курсантов осваивать У-2 из других районов СССР[5]. По воспоминаниям бывшего курсанта Г. И. Панкова, «полеты немецкой авиации над аэродромом были постоянными, а ночью, в момент налетов, участились высадки десантных вооруженных групп в район аэродрома, химического комбината, Ясной Поляны, лесные массивы. Нести гарнизонную службу, вступать в открытое единоборство с разрозненными мелкими подразделениями и десантными группами приходилось и курсантам авиационной школы. Фашисты, оказавшись в окружении, добровольно в плен не сдавались, поэтому потери (раненые и убитые) были с обеих сторон»[15].

 

 
Приказ командира 47-й смешанной авиационной дивизии об отправке авиационных механиков в Сталиногорск, 15 сентября 1941.
ЦАМО, ф. 20111, оп. 1, д. 1, л. 275. Документ выявлен А. Улезько, предоставлен С. Митрофановым.

Ибресинская летная школа

В начале октября 1941 года[11], с приближением линии фронта к Сталиногорску, по инициативе начальника школы тренировочного обучения Гавриила Петровича Полытыкина 3-я военно-авиационная школа была перебазирована в поселок Ибреси Чувашской АССР[6]. С приближением фронта и прибытием в Сталиногорск 413-й стрелковой дивизии задержавшийся личный состав авиашколы был отправлен вдогонку своей авиации — в Чувашию[14].

Было подготовлено 4 летных поля: в Ибресях, в селах Климово и Чувашские Тимяши Ибресинского района и в д. Новые Шорданы Канашского района. Начальник авиашколы А. Ф. Белецкий особо отмечал помощь местных жителей: «Зимой с лопатами, санками на аэродром приходили дети и старики, чтобы очищать летное поле от снега»[13].

Позднее она стала известна как Ибресинская летная школа, где в 1943 году без ног заново учился летать Герой Советского Союза А. П. Маресьев, герой книги Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Многие сотрудники авиашколы, переехавшие из Сталиногорска, остались жить и работать в Ибреси после войны: Валуев, Лунев, Якушевич, Дергунов, Никифоров, Левьев, Синяков и другие. Из переписки с Г. П. Полытыкиным, который в 1960-е годы благодарил за письма в его адрес[6]:

Они мне напомнили о трех трудных для нашей Родины годах, когда я командовал летной школой в вашем поселке Ибреси. С тех пор минуло уже более полувека, а в памяти моей сохранились самые теплые воспоминания о вашей доброй и гостеприимной земле, о моей молодости, которая прошла под грохот Великой Отечественной войны.

Многие из воспитанников Сталиногорского аэроклуба в годы войны стали военными лётчиками, а 19 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза[12]:

  1. Василий Тимофеевич Алексухин;
  2. Николай Иванович Арчаков;
  3. Дмитрий Иванович Барашев;
  4. Василий Сергеевич Батяев;
  5. Сергей Тимофеевич Вагин;
  6. Борис Иванович Карасёв (Герой Российской Федерации);
  7. Александр Алексеевич Карпов;
  8. Николай Гаврилович Кудрявцев;
  9. Николай Алексеевич Луньков;
  10. Иван Александрович Мальцев;
  11. Сергей Степанович Маркин;
  12. Виктор Александрович Медведев;
  13. Николай Тихонович Полукаров;
  14. Григорий Павлович Полуянов;
  15. Николай Алексеевич Присягин (в качестве танкиста, а не летчика);
  16. Николай Михайлович Трегубов;
  17. Константин Михайлович Трещёв;
  18. Василий Константинович Фалин;
  19. Дмитрий Михайлович Шаров.

По воспоминаниям бывшего инструктора Сталиногорского аэроклуба Андрея Павловича Быкова[2]:

Навсегда остались в моей памяти Оля Мещерякова, сначала парашютистка, а потом одна из первых девушек-курсанток аэроклуба, будущие Герои Советского Союза Николай Арчаков, Дмитрий Шаров и Василий Батяев. Кстати, Батяева я особенно помню не только потому, что учил его, и он стал Героем, но в первую очередь за его смелость, дерзость в небе, проявленную ещё при обучении.

После войны в Сталиногорске так и не открылся аэроклуб, но по старой памяти еще в гости прилетали коллеги (на фото).


Ла-5 Серпуховского летного отряда в Сталиногорском аэроклубе, 6 июля 1951 года.
Летчик-инструктор Скачков, командир отряда майор Труфанов и инструктор-навигатор Пав.Гр.

 

В начале 1950-х годов аэродромом в Сталиногорске активно интересовалось Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США. Согласно рассекреченному отчету 16 марта 1950 года на военном аэродроме находились 10 бипланов, ангар, различные постройки и топливохранилище.

Личный состав школы

Начальники:

Комиссары:

  • Куренков Алексей Андреевич (13 мая 1931 — 17 марта 1932);
  • Сазонов Дмитрий Николаевич (июль 1934 — март 1937);
  • Меркулов Дмитрий Егорович (март 1937 — конец 1937?);
  • н/д.

Первоначальный состав Бобриковской школы лётчиков Осоавиахима СССР:[14]

  • Начальник школы — Чулошников Николай Александрович (с 1 декабря 1930 года и, как минимум, по середину апреля 1932 года).
  • Политкомиссар — Куренков Алексей Андреевич (с 13 мая 1931 года и по 17 марта 1932 года).
  • Начальник технической части школы — Шпильберг Михаил (с 17 января 1931 года).
  • Лётчики-инструкторы — Густов П.С. (с 10 января 1932 года), Левченко Г.И. (с 26 августа 1931 года), Павленко В.Д. (с 26 августа 1931 года), Редько М.Е. (как минимум, с лета 1931 года и по 17 марта 1932 года), и Рогулин Л.И. (с 1931 года и по 17 марта 1932 года).
  • Старший авиатехник — Селезнёв Александр (с 10 декабря 1930 года и по 26 марта 1932 года).
  • Младший авиатехник — Макаров Дмитрий Сергеевич (с 5 февраля 1931 года и по 3 февраля 1932 года) и Кузнецов А.Я. (по состоянию на май 1931 года).
  • Авиамотористы — Аббакумов Алексей Васильевич (с 6 марта 1931 года), Молчанов (с 19 января 1932 года), Ульянцев Николай Арефьевич (по состоянию на лето 1931 года), Чистов Константин Г. (с 15 февраля 1931 года) и Юрьев К.М. (с 1 февраля 1932 года).
  • Инструктор по физкультуре — Елистратов С.И. (с 1 января по 1 марта 1932 года).
  • Завхоз школы — командир запаса Саморуков Михаил Васильевич (с 25 января 1931 года).
  • Заведующий мастерской — Карпов С.Г. (с 1 сентября 1931 года).
  • Старший врач школы — Зарцалёв (до 7 апреля 1932 года).
  • Фельдшер — Гнездилова (до 7 апреля 1932 года).
  • Столяры — Мусинов И.С. (с 1931 года) и Татарников П.С. (с 1931 года).
  • Машинистка-делопроизводитель — Медведева Вера Васильевна (с 31 января 1931 года).
  • Повар — Крапивина.
  • Посудомойка — Чуняк.

Выпускники сталиногорского аэроклуба за 1936-1939 гг (документы Центрального архива ДОСААФ)

Память

В апреле 2015 года в Новомосковской автомобильной школе ДОСААФ была открыта мемориальная доска памяти, посвящённая «80-летию Сталиногорского аэроклуба Осовиахим»[8][9].

См. также:

  • Планируя над небом // Новомосковская правда. — 2019. — 8 июня. (архивная копия от 08.06.2019) — В этом году отмечается 85 лет со дня открытия в Сталиногорске аэроклуба системы ДОСААФ. Сейчас идет сбор материалов для книги, посвященной этому событию. Но история покорения неба над нашим городом началась двумя годами ранее, когда была укомплектована Бобриковская школа летчиков-планеристов. С архивом нашей газеты, которая, конечно же, рассказывала об этом, поработал новомосковский краевед Алексей Малашкин, и сегодня мы представляем публикации о планерной школе.
  • Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)
  • Летчики-истребители Дмитрий Шаров и Иван Мальцев, выпускники Сталиногорского аэроклуба, на Московском проспекте в послевоенном Сталиногорске (фото).

[2] Лифке А. Что русскому «фанера», то немцу — смерть! // Новомосковская правда, 17.05.2015. (В июле исполняется 81 год со дня основания Сталиногорского аэроклуба — учебного заведения по подготовке лётчиков и парашютистов.)

[4] Хорев А. Глава 12. Красная Узловая — часть 1 / Узловая, опалённая войной. — Узловая, 2008.

[5] Панов Е. Казанские «спецы» // «Время и деньги», 18.05.2010. (архивная копия от 09.03.2017)

[6] По следам настоящего человека // Ибресинская районная газета «Сентерушен» («За победу»), 21.05.2011.

[8] 80-летие Сталиногорского аэроклуба Осовиахим // Официальный сайт муниципального образования г.Новомосковск, 24.04.2015.

[9] Подвигу защитников Родины жить в веках // Официальный сайт ДОСААФ России, 30.04.2015.

[10] Для примера приведем текст обвинения, по которому был арестован начальник сталиногорского аэроклуба Редько:

В гор. Сталиногорске быв. начальник аэроклуба Редько, ныне арестован органами НКВД, занимался вредительскими действиями, выводил из строя материальную часть, нарушая летную инструкцию; аппарат Аэроклуба засорен чуждыми людьми, скрывал целый ряд аварий-происшествий, занимался злоупотреблением и разбазариванием оборонных средств.

После изъятия органами НКВД врагов в аэроклубе все еще имело место ряд вредительских диверсионных актов. Было выпущено из маслогрейки 80 кгр. авиационного масла. В масле были обнаружены тряпки. 21 мая — в цилиндре самолета № 21 было обнаружено два куска железа, которые были вложены вражеской рукой.

Сталиногорский аэроклуб должен обучить в 1939 году летчиков 204 человека, обучается 77 человек; техников 60, обучается 60 человек.

/Бурцев/

— ГАТО. Ф. 177. Оп. 3. Д. 74а. Кор. 30. Л. 24. Выдержка из документа за 1938 год.
Текст документа предоставлен С. Митрофановым.

В марте 1937 года вместо репрессированного Д. Н. Сазонова комиссаром аэроклуба был назначен Дмитрий Егорович Меркулов, ранее снятый с должности секретаря партийной организации и старшего инструктора организационного отдела Горсовета за то, что якобы проглядел врагов.

[11] Польшина А. В. История Сталиногорского аэроклуба // Наследие и стратегия развития Тульской области: материалы VI областных краеведческих чтений, посвящённых Году культуры в России: Новомосковск, 28-31 октября 2014 г. — Тула: Гриф и К, 2015. — С. 192. — 315 с.

[12] Список уточнен в 2020 году А. В. Польшиной и В. Ю. Шулковским, и отличается от ранее приводимых сведений в источниках [1], [7] и [11].

[13] Абрамов А. Деревенька моя // Советская Чувашия, 5 сентября 2013.

[14] Юрий Ржевцев. Бобриковская школа лётчиков Осоавиахима СССР Московского областного совета Осоавиахима СССР и РСФСР // Героико-патриотический Форум России, 10 февраля 2018. По документам Центрального архива ДОСААФ России (ГАРФ).

[15] «75 лет – 75 встреч». Встреча пятнадцатая. Панков Григорий Иванович // Ростовский государственный медицинский университет, 17 октября 2019.

[16] Фарбер А. Авария самолета аэроклуба // Сталиногорский пролетарий, № 205 (1223), 4 сентября 1935.

[17] Винокуров. Первый выпуск пилотов аэроклуба // Сталиногорский пролетарий. – 1935. – 24 декабря. – С. 4.


Категория: Вторая Москва | Добавил: Редактор (08.06.2019) | Версия для печати
Просмотров: 5012 | Теги: Сталиногорский аэроклуб, ДОСААФ, 1934 год

Уточнить или дополнить описание, сообщить об ошибке.
Ваш комментарий будет первым:
avatar
для детей старше 12 лет
В этот день
Не произошло никаких примечательных событий.
28 марта...

В 1900 году родился Гавриил Дмитриевич Соколов, командир 330-й стрелковой дивизии.

В 1931 году еще недостроенную Шатовскую плотину прорвало. Из числа молодежи были созданы «дождевые бригады», которые не уходили с объекта даже в самую плохую погоду.

Комментарии
Вот об этом я вам говорил еще 10 лет назад. Видите, как это просто ?
Для телефона шрифт пока мелковат. Сделайте еще увеличение шрифта при перех

Счет на адаптивный дизайн пока не открывал, но сейчас стало лучше?

хочу сьездить посмотреть на захоронение в дудкино интересно там что то осталось табличка или нечего нету овраг как овраг

Прекрасная картинка! Теперь если по ней нажать дважды пальцем, то она увеличивается и можно читать? В качестве простого обходного варианта, чем сразу

Вконтактов у меня нет. Поддержать — это не та кнопка. Нужна кнопка «Сделаем сайт читабельным на телефонах».  Браузеры хромиум и файерфокс. Сайт должен

Теги
28 ноября 1941 немецкие преступления Соцгород 1930-е годы Шенцов Связь времен аэрофотосъемка Коммунар 1944 год немецкое фото химкомбинат 4-я танковая дивизия 112-я пехотная дивизия 328-я стрелковая дивизия 9 декабря 1941 41-я кавалерийская дивизия 18 ноября 1941 1945 год ул. Комсомольская 1950-е годы 1941 год 172-я стрелковая дивизия Советская площадь 1940-е годы 2-я гвардейская кавдивизия Белова нквд Пырьев Nara 239-я стрелковая дивизия 27 ноября 1941 29-я мотопехотная дивизия 1943 год митрофанов Гато советские карты Сталиногорцы Владимиров октябрь 1941 года ноябрь 1941 года ул. Московская 11 декабря 1941 12 декабря 1941 Документальная проза декабрь 1941 года РГАКФД 19 ноября 1941 Сталиногорск-2 1942 год Рафалович Донская газета Мелихов 108-я танковая дивизия 180-й полк НКВД 336-й артиллерийский дивизион 30 ноября 1941 Мартиросян РГВА июль 1941 года советские документы сталиногорское подполье 17 ноября 1941 16 ноября 1941 15 ноября 1941 20 ноября 1941 21 ноября 1941 22 ноября 1941 26 ноября 1941 исследования 25 ноября 1941 Головко Малашкин связисты пехота интервью Яковлев артиллеристы комсостав награжденные медалью «За отвагу» 23 ноября 1941 немецкие документы наградные листы комиссары кавалеры ордена Красного Знамени 10 декабря 1941 предатели Память советские мемуары медицинские работники 167-я пехотная дивизия братская могила ЦАМО 13 декабря 1941 330-я стрелковая дивизия кавалеры ордена Красной Звезды Сталиногорская правда Новомосковская правда 24 ноября 1941 Чумичев Новомосковский музей
Статистика
Вход на сайт
Сталиногорск 1941 | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0